Преображенское — колыбель российского флота

1661 год, небольшое село с двумя церквушками - Успения Пресвятой Богородицы и Преображенская. От второй и пошло название современного района, расположившегося на востоке столицы.

Именно сюда был сослан юный Петр I, и именно здесь он создал, так называемые «потешные», армию и флот.

Западная граница района проходит через реку Яуза, куда Петр I вместе пустил свой первый ботик, который назвал Фортуной. Можно сказать, что русский флот зародился именно здесь, поэтому Преображенское принято считать «колыбелью русского флота».

Ботик - это, по сути, небольшая шлюпка с пятью веслами и одной невысокой мачтой, на которую крепился кливер - треугольный парус. И пусть выглядела «Фортуна» совсем не грозно, с её появлением зародилась вся мощь российского флота.

Чуть позже, в 1695 году,  было принято отстраивать флот в Преображенском, чтобы после отправить в Воронеж. Так, в нашем районе были созданы ещё 22 галеры и 4 брандера военно-морского флота Петра I. В 1696 году Преображенское превратилось в верфь - строителями первых галер были солдаты Преображенского и Семеновского полка. Позже некоторые из них стали известными кораблестроителями - например, Гаврила Меньшиков и Федосей Скляев.

Собранная Петром I в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра «...воевать морем, понеже зело близко и удобно много крат паче, нежели сухим путем». Решение было принято, и верфь принялась за производство улучшенных галер: они имели уже две мачты около пяти пушек, а экипаж состоял из 130 человек.  Все галеры приняли участие во втором Азовском походе, который принёс первую победу. Однако, из-за того, что галеры были построены из сырого леса, к 1699 году все они пришли в негодность. Строительство судов на Преображенской верфи было прекращено.

 

Несмотря на закрытие верфи, жители Преображенского помнят и гордятся тем, что великий императорский флот начался с нескольких небольших судов, сконструированных в родном районе

.

Размер шрифта: A A A